/Неожиданные находки исследователей-дайверов в Антарктике

Неожиданные находки исследователей-дайверов в Антарктике

Под атлантическим прибрежным ледником Росса исследователями из Финляндии и Новой Зеландии был проведен анализ существующих там биологических форм. При сравнении результатов исследования с полученными в предыдущие годы ученые не могли не прийти к выводу о стремительном изменении экосистемы морского дна. Биологи связывают это с таянием ледника Росса в условиях повышающейся температуры окружающей среды. Результаты и ход исследования впервые увидели свет в Scientific American.

Один из членов группы биологов-дайверов, Патрик Дегерман, выразил свое удивление по поводу скорости смены биологического состава шельфовой зоны: «Первые подобные погружения были проведены в 2009 году. Понадобилось менее 10 лет, чтобы мы оказались в совершенно новом животном царстве».

Невообразимое, но реальное

В ходе шестинедельной экспедиции ученые подробно рассказывали о всех этапах своей работы на страничке, посвященной исследованию. Интереснейшие фото- и видеозаписи, аэрофотосъемка льда во всех ракурсах с комментариями ученых находятся в открытом доступе. В следующем году читателей ждет фильм, записанный с пяти камер на 360 градусов, подобный масштаб отмечен самими биологами как небывалый и воодушевляющий.

Обычно зоны, расположенные подо льдами Антарктики, недоступны для солнечного света. И популяции водорослей и планктона, составляющие рацион большого числа животных, тут не развивались. Редкие существа довольствовались скудностью условий антарктического морского дна. В их числе удивительные доисторические создания, такие как морские огурцы и огромные морские звезды.

Животные дожили до наших дней во многом потому, что биогеоценоз ледников, не затронутый антропоморфной деятельностью, оставался неизменным в течение многих тысяч лет. Однако сегодня состав экосистемы увеличивается огромными темпами.

Задача экспедиции — определить в какой степени изменение климата детерминирует развитие фауны и флоры Антарктики и, в частности, разнообразие видов в области ледника Росса — области, размером в 500 тысяч квадратных километров (что сопоставимо с площадью Франции).

Потепление всё-таки есть

Потепление действительно наблюдается. Самый холодный участок Земли с рекордно низкими температурами (температурный минимум был зафиксирован именно здесь в 1983 году в июле на станции Восток и составлял –89,2 °С. Еще есть спорный рекорд в −93,2 °С, но он не всем научным сообществом принимается, так как отмечен со спутника) уверенно движется в сторону плюса. Этот фактор, по мнению исследователей, и определяет изменение подводного мира Антарктики.

Прохудившийся до 3-х метров лед пропускает свет и дает теперь возможность размножаться в воде планктону и водорослям, которых, в свою очередь, едят все подряд. Частное исследование касалось змеехвосток, или офиуры Ophionoti Victoriae: сколько едят общие в биогеоценозе виды. Результаты сопоставили с полученными ранее, с 2001 по 2009 годы, и опубликовали.

«С помощью таких экспедиций ученые пытаются определить судьбу сохранившихся видов в условиях стремительного изменения климата», — подводит итоги Джоанна Норкко, биолог из университета Хельсинки, участница дайвинг-экспедиции.